Мы уже рассказывали об экспериментах группы Стива Поттера (Steve Potter), ведущихся в лаборатории нейроинженерии технологического института Джорджии (Laboratory for NeuroEngineering Georgia Institute of Technology). Речь шла о миниатюрном трехколёсном роботе Hybrot размером с упитанную крысу, управляемом органической, крысиной же, нервной структурой.На то, чтобы добиться от своего практически безмозглого питомца хоть каких-то двигательных рефлексов, учёные отвели минимум полгода. Означенный срок ещё не истек, а нервной субстанции грызуна уже найдено новое применение — художественное.
Видимо, заставить Hybrot ходить по струнке оказалось сложнее, чем пустить его в свободный полёт творческой фантазии. Художественный потенциал новейшего робота MEARTпроизрастает из лоскутка живой материи, помещённого в стеклянную чашку Петри и подключённого к массиву из 60 электродов.
Само название MEART образовано из слов MEA (Multi-Electrode Array — мультиэлектродный массив) и Art (искусство). Столь же механистичной, как и словообразование, является инженерная реализация эстетического манифеста создателей биоробота.
Электродная сеть соединяет крысиные нейроны с компьютером, который, с одной стороны, преобразует электрическую активность нервных клеток в двигательные инструкции роботу, и, с другой, производит раздражающие электрические воздействия на нервные клетки.
Компьютер, в свою очередь, уже через электронную сеть и в режиме реального времени, сносится по интернетовскому протоколу TCP/IP с расположенной на другом краю Земли, в далёком Перте, лабораторией совместных исследований искусства и науки (The Art & Science Collaborative Research Lab) университета Западной Австралии (University of Western Australia).
Именно здесь, на австралийском континенте, потоки сознания крысиных нейронов изливаются на бумагу, претворяясь в художественные образы. Компьютерные команды находят, наконец, своего адресата — робота-руку — при помощи трёх цветных фломастеров запечатлевающего видения изолированного фрагмента крысиного разума.
Но, чтобы не дать творцу зачахнуть в своей стеклянной тюрьме с электродной решёткой, надо всё же снабжать его какой-то духовной пищей. В качестве таких "зрительных" образов MEART предлагаются определённым образом обработанные фотографии австралийцев-посетителей выставки крысиных артефактов BIOFEEL.
Эти снимки сжимаются до 60-пиксельных чёрно-белых мозаик, и передаются обратно в Америку, где каждый из 60 электродов стимулирует, в соответствии с уровнем серого цвета на своём участке картинки, подведомственный ему фрагмент нервной ткани. Что даёт экспериментаторам повод утверждать, будто MEART рисует портреты зрителей своих картин.
Двусторонний обмен данными (стимуляция и чтение нервных реакций) происходит каждые несколько секунд, а работа над одним рисунком длится порядка получаса.
Как несложно догадаться, никакого сходства между "портретом" и оригиналом нет и быть не может. Оно теряется уже на начальном этапе пикселизации изображения. Кроме того, лабораторная биокультура из нескольких тысяч нейронов не есть полноценный мозг.
Даже если бы учёные знали доподлинные алгоритмы преобразования зрительных образов в нервные импульсы и могли бы корректно их реализовать на компьютере (а до этого ещё далеко), то обратная задача всё равно не в пример сложнее. А что уж говорить о примитивном 60-канальном интерфейсе.
И вообще, конечно, рисунки MEART — не искусство в привычном понимании, а лишь некая графическая иллюстрация работы нервных клеток. Тогда зачем было устраивать весь этот балаганный аттракцион с недокрысой-живописцем?
Затем, что если не заниматься подобными исследованиями, то не стоит надеяться на дальнейшее развитие кибернетики, робототехники и нейроинженерии. Ведь не одной же электронной элементной базой заниматься, это как раз проще всего.
К чести изобретателей MEART стоит заметить, что, вне зависимости от научного уровня разработки, она уж точно подана в красочной, в прямом и переносном смысле, упаковке.
Вот как формулирует свою задачу сам Поттер, руководитель американской части проекта: "Мы пытаемся создать сущность, которая со временем будет развиваться, учиться и выражать себя через искусство. Я надеюсь, что это слияние науки и искусства побудит художников к размышлениям о науке, а учёных — об искусстве и необходимом минимуме для создания творческой единицы.
Как учёный, я надеюсь, что мы сможем смотреть на её рисунки и видеть в них некоторые свидетельства обучения. Тогда мы сможем исследовать культурную ткань под микроскопом, чтобы понять процессы обучения на клеточном уровне".
Глава австралийской команды, Гай Бен-Арай (Guy Ben-Ary), более лаконичен и прагматичен: "Цели состоят в том, чтобы лучше изучить работу мозга и применить это знание для создания различных типов искусственных вычислительных систем".
Пока не очень понятно, как именно команда будет изучать крысиные каракули. Хотя один из методов напрашивается сам собой. Всего для эксперимента использовалось 15 разных нейронных культур, большинство из которых живёт и здравствует, успешно разрастаясь и развиваясь.
Было бы интересно формализовать "творческую манеру" каждой из лабораторных склянок, и тут не обойтись без помощи искусствоведов.
Работы MEART будут экспонироваться на открывающейся 12 июля 2003 года в Нью-Йорке выставке "Робохудожники: смотр талантов" (ArtBots: The Robot Talent Show), где творчество нашего полуживого робота предстанет в контексте творений его неодушевлённых коллег по цеху.
Вне современного художественного контекста избранные рисунки MEART можно посмотреть здесь. Согласитесь — вполне состоятельная и самостоятельная абстрактная графика.
Материал взят с membrana.ru